Естественно, такая позиция сулит большие экономические проблемы Прибалтике, и, соответственно, определённые выгоды Москве. Но не является ли это лукавством? На встрече с ленинградским губернатором в Минске президент Лукашенко заявил, что решение о перераспределении экспортных транспортных потоков уже принято. Речь идёт о большом количестве грузов, в частности, калийных удобрений. Президент также сообщил, что эта тема обсуждалась им и на встрече с Путиным. По его словам, глава России дал своё принципиальное согласие. Лукашенко говорит о том, что проблема требует серьёзной проработки, необходимо достигнуть соответствующих договорённостей с белорусскими и российскими железнодорожниками. Причём сделать это нужно как можно быстрее. Белорусский руководитель не забывает и о собственной выгоде – он предлагает россиянам пойти на определённые уступки, причём обещает, что российская сторона не останется внакладе хотя бы потому, что объёмы грузов очень велики.
О возможности подобной переориентации транспортных потоков Лукашенко говорил ещё весной. Тогда это воспринималось как определённый политический ход – показать Западу, что санкции Евросоюза против Белоруссии не имеют никаких перспектив. Тем не менее, белорусский президент утверждал, что уже ведутся переговоры с российскими железнодорожниками о снижении тарифов, причём дал понять, что россияне смотрят на перспективы такого сотрудничества довольно благосклонно. Реакция прибалтов Между тем балтийские политики довольно скептически относятся к заявлениям Александра Лукашенко. Они напоминают, что подобные речи от белорусов уже слышали и предлагают не торопиться с выводами. Глава МИДа Латвии Э. Ринкевич с этим согласен и вдобавок делает акцент на том, что балтийские перевозчики предлагают услуги очень высокого класса. Видимо, по его мнению, в отличие от российских. При всём этом, принципиально допуская реализацию планов Лукашенко, балтийские власти считают, что он делает это не из политических, а из чисто экономических отношений.
Сумма ущерба может выражаться в миллиардах долларов. Например, пользуясь услугами латвийских перевозчиков, Белоруссия даёт дополнительно ВВП латышей до 7%. Некоторые специалисты утверждают, что в случае реализации плана Лукашенко экономика Латвии, которая сейчас даёт рекордные показатели среди всего Евросоюза, откатится назад. Если не вести речь о калийных удобрениях и прочей белорусской продукции, то только нефтепродуктов Минск переваливает через латвийскую территорию до 7 миллионов тонн. А в Клайпеде, к примеру, 40% загрузки порта составляет именно белорусские товары.
|
��������
|
|||||
|