Sat06252022

Back Медиа Новости медиа Культура Птицы приземлились в "Ленкоме": Аристофановские птицы и чеховские герои соединились в «Небесных птицах» Захарова

Птицы приземлились в "Ленкоме": Аристофановские птицы и чеховские герои соединились в «Небесных птицах» Захарова

Птицы приземлились в Ленкоме: Аристофановские птицы и чеховские герои соединились в Небесных птицах Захарова
Хористка из одноименного чеховского рассказа прибегает с шантажом по поводу своего неверного мужа к Попрыгунье.

Новая постановка «Небесные птицы» главного режиссёра Ленкома Марка Захарова представляет собой удивительно глубокий и интересный спектакль. В этой истории знаменитому режиссёру удалось причудливо соединить мотивы античной комедии «Птицы» греческого писателя Аристофана с рассказами А.П.Чехова, идеи которого не теряют актуальности с течением времени. Всё смешалось на ленкомовской сцене: чеховские герои из разных рассказов говорят друг с другом, а также предстают в образе птичьей стаи перед аристофановским царём птиц Удодом.

Первая сцена этого действа погружает нас в мир аристофаноской комедии. Стая птиц просит у птичьего царя Удода даровать им крылья. На что, птичий царь охотно идёт и возвращает просителей обратно на землю, но уже в образе в салонных друзей Ольги Ивановны из чеховского рассказа «Попрыгунья». Это толпа людей называет себя светским обществом. Однако, все они подвержены мелким желаниям и страстям. В жизни и речах этих светских львов и львиц много показухи и бессмысленности. Они ведут непонятные никому высокопарные речи об искусстве.

Показывая пустословие этих героев, Захаров предстаёт как печальный сатирик. Герой спектакля Дымов, человек обладающий чёткими жизненными принципами, настоящий и сердечный, (Александр Балуев) выглядит чёрной вороной в среде этих светских имитаторов от искусства. Он с мольбой смотрит на жену Ольгу, чтобы та позволила ему покинуть общество светских «лицедеев». Ольга Ивановна (Александра Захарова) также по-началу смешна в своих попытках стать своей в среде алчных представителей светского салона. Украсив себя мехами и жемчугами, она пытается разглагольствовать об искусстве, но, в конце концов, приходит к пониманию пустоты и бестолковой мишуры этого общества.

Когда Ольга говорит с монахом о своём умершем муже Дымове, который любил трудится, был бесстрашен и не переносил стадности, слышны мысли и самого режиссёра. Захаров пытается донести до зрителей чеховские постулаты о том, что «жить надо в радости», «умереть – это не значит исчезнуть». Необходимо ценить каждое мгновение жизни, а не работать во имя неизвестного будущего.

В беседах Дымова и Песоцкого (Сергей Степанченко) с монахом (Дмитрий Гизбрехт) также звучат непроходящие со временем истины. Словами своих героев Захаров говорит о важности быть человечным и разделять боль с ближним своим, уметь сострадать и тогда мир станет добрее и радостнее, а это самое главное.