MoneyJournal - новости экономики, финансов и бизнеса

 

 

От портала Юноны сонник онлайн снов бесплатный - 40 сонников по любым сноведениям.



Mon07132020

Back Медиа Новости медиа Культура "Манифеста" впервые выберется за пределы Европы

"Манифеста" впервые выберется за пределы Европы

Манифеста впервые выберется за пределы Европы
В следующем года пройдёт Европейская биеннале современного искусства "Манифеста", её местом станет Санкт-Петербург.

 

 Основной площадкой этого форума предстоит выступить Государственному Эрмитажу. С директором Михаилом Пиотровским состоялась беседа о хорошем вкусе и грядущем событии.

Правда ли, что Эрмитаж является инициатором "Манифесты"?

Нет, Эрмитаж всегда только предлагает, никогда не выступает инициатором. Общеизвестно, что Эрмитаж является глобальным музеем, у нас очень активная работа в Голландии, поэтому, когда шло обсуждение следующего места проведения "Манифесты", идея проведения её в Эрмитаже возникла именно там. Причём, на это согласились не только мы но и весь Санкт-Петербург, вице-губернатор Василий Кичеджи написал соответствующее письмо. Иными словами, приглашение Эрмитажа носит не только формальный характер.

 Ни разу ещё «Манифеста» не проводилась на таком уровне. Вы согласны с тем. что это определённый вызов?

На самом деле, вызов есть, но заключается он в том, что "Манифеста" ещё никогда не покидала пределов Европы. Всё её существование связано с ликвидацией берлинской стены, так что она всегда проводилась в одной из стран Евросоюза. Это будет уже 10-я "Манифеста" и первая, что пройдёт за пределами ЕС, несмотря на то, что в пресс-релизе организаторов подчёркивается, что Петербург для них является всё же Европой. В каком-то смысле они правы, Эрмитаж сегодня символизирует Европу.

Однако вы правы, относительно того, что ни разу ещё "Манифесту" не принимал классический музей, такой, как наш. И это является нашей политикой - делать многое из разряда вещей, не всегда происходящих в других музеях, подобных нашему. Я не склонен думать, что это вызов, это скорее нормальная работа с искусством современности, её начинала ещё Екатерина II.

Вы не опасаетесь, что излишне радикальное искусство современности может быть подвергнуто цензуре?

Я считаю опасения цензуры провинциальным подходом, потому что это замечательная идея - показать большой фестиваль в Петербурге. Я уверен, что всё будет хорошо, "Манифеста" в Эрмитаже пройдёт не хуже, чем в каком-то другом месте. выбранных нами мы не собираемся цензурировать, однако, разумеется. имеет смысл подвергать цензуре некоторые слои населения, особенно активные и маргинальные. Я имею ввиду не нашу выставку, а некие другие фестивали, которые проходят в каких-нибудь подвалах, там, где собираются сторонники "настоящего" современного искусства и люди, которые вообще отрицают любое искусство современности. Однако вся наша жизнь сейчас происходит в подобное обстановке, это нормально, или вернее, стало нормально за последние двадцать лет. Я считаю, что "Манифеста", проводимая в Петербурге поможет исправлению образа России в глазах всего мира.

В ваших речах часто проскальзывает понятия провинциальности, как Петербурга, так и общего мышления российских людей. На ваш взгляд это является симптомом времени?

Разумеется. Даже во времена СССР Петербург продолжал оставаться великим городом, в котором рождались конфликты, идеи, великие люди. И слава Богу, что столица находилась в Москве. При этом всё самое лучшее, касательно политики и культуры, укоренялось в Петербурге, так что город оставался весьма снобистским по своей внутренней сути. Но сейчас он изменяется.

Что конкретно вы имеете ввиду под "сейчас"?

Я имею ввиду последнее пятнадцатилетие. В это время произошло замыкание на себе во всей стране, наблюдается некая слабость, которой ни в СССР, ни во времена перестройки не было. Это можно назвать боязнью сложности и открытости. Я склонен полагать эту психологию совершенно провинциальной, однако она ни с какой конкретно провинцией не связана. Сам же Петербург является самодостаточным городом, совершенно спокойным и уверенным в себе.

На ваш взгляд, примирение современного искусства и консервативно настроенных зрителей возможно?

Для начала, могу сказать, что на протяжение 20-го века современное искусство не произвело какой-либо особенной революции. Я неколебимо уверен, что современное искусство является совершенно нормальным продолжением классического направления.

Возможно, немного другой язык, однако язык изменялся во всё время человеческой истории. Сравните, к примеру язык, выраженный в ужасно раскрашенной греческой скульптуре и язык современной неоклассики. Это совершенно разные вещи.

Однако, существует и иная сторона, выраженная человеческой убеждённостью непонимания современного искусства. При этом они убеждены, что зато классическое искусство они понимают хорошо. Это достаточно наивная точка зрения. К примеру, как вы думаете, сколько посетителей осознаёт значение непорочного зачатия Девы Марии? В курсе ли они, какие диспуты велись вокруг него, как оно было принято? А между прочим, обо всё этом рассказывает полотно Мурильо.

Понимают ли зрители картину Эль Греко "Пётр и Павел"? Знают ли они историю, скрытую за ней? Там ведь шла речь сначала о том, как Пётр оказался садиться за стол с евреями, потом - с неевреями, а на картине запечатлён момент, когда приезжает Павел и провозглашает, что нет "ни иудея, ни эллина". На самом деле лишь кажется, что всё так просто. Картину Рембрандта "Даная" постоянно убиралась на чердак, т.к. считали е слишком неприличной. Это на самом деле достаточно эротичное полотно. На самом деле классическое искусство является не более понятным зрителю, чем Кандинский с его "Композицией VI".

Музей имеет своей миссией рассмотрение сочетания старого с новым приёмом, классического искусства - с современным. Мы также заняты придумыванием новых способов для "Манифесты", чтобы показать совместное искусство из разных эпох. Необходимо просвещать людей.

Ваша позиция такова, что искусство обязательно должно нести воспитательный элемент. Но согласитесь, что назидательность является некоторым ограничением свободы творчества.

Так и есть. Разумеется, когда присутствует некая задача, появляется ограничение. Искусство не предназначено для воспитания патриота, его целью является воспитание хорошего вкуса, который является важнейшей вещью в любом обществе. Если человек имеет хороший вкус, к тому же эрудирован - у него есть способность мыслить широко, понимать широко, быть сложным. А все те громкие нападки, которые мы претерпели в прошлом году, связаны с невысоким культурным уровнем. Всегда необходимо говорить и обсуждать, но категорически нельзя орать, ибо это проявление некультурности. Логичный вывод - правила поведения обычно продиктованы вовсе не прокуратурой или полицией, а хорошим вкусом. Хороший же вкус, зачастую определён именно искусством.

- Вновь о провинциализме. Как вы считаете, что послужило причиной отвержения проекта Мариинки-2 Доменика Перро? В результате появилось странное сооружение, хотя могло быть построено красивое и смелое здание.

Это жуткая история, связана она в первую очередь с тем, как преувеличивают роль общественности. именно к этому приводит демократизм. Огромную роль в строительстве архитектуры играет заказчик, облик здания зависит от его решения. Гергиев должен заказывать для театра, а для Эрмитажа - Эрмитаж.

"Охта-центр" в своё время тоже был заказан "Газпромом"

Конечно, "Газпром" тоже волен делать заказы, при этом вкус его абсолютно предсказуем. Действия общественности в обоих случаях были продиктованы политическими факторами. В Мариинке это были строительные компании, которые не желали пропустить Иностранцев в Петербург. именно с этого момента начало всё закручиваться, именно отсюда началась поддержка общественности. Гергиев оказался в безвыходном положении, когда выбирать надо было что-то простое и дешёвое, при том, что не остаётся времени на проведение конкурсов. То, что в результате построили - то и построили, главное, чтобы хоть изнутри театр был хорош. на самом деле, это является типичной диалектикой провинциализма - отвергать все варианты, не думая над каждым конкретным случаем. Эта привычка пошла из СССР, говорить нет всему новому: "раз не нравится мне, значит, этого не будет". Таким образом здание второй сцены Мариинского театра стало большим уроком для нас всех.

И что мы должны вынести из этого урока?

Не следует доверять в таких важных делах общественности, необходимо задействовать хорошо работающий механизм. с моей точки зрения, следует восстановить старые правила, они действовали в Петербурге веками. Рекомендую вспомнить, как погубило отсутствие правил Москву, а петербуржские архитекторы в своё время рыдали горючими слезами от невозможности построить хоть что-то, превышающее карниз Зимнего дворца. Я считаю это очень хорошим ограничением.

Однако, старый город тоже не лишён архитектурных ошибок. К примеру вы сами говорили, как вам не нравится храм Спаса на Крови. 

Верно, он является совершенно чужеродной московской архитектурой. На самом деле это полное повторение Собора Василия Блаженного, а мы ведь знаем, что он сам по себе - отзвук индийской, мусульманской архитектуры. И в итоге этот чисто московский стиль выставили прямо посреди канала Грибоедова. Это здание являет собой типичный пример не вписывающегося в городской ансамбль. также я не выношу дом Зингера - по политическим мотивам, потому что там присутствует американский орёл. Он наблюдает за нашим Казанским собором, памятником победы 1812-го. Мне не нравится многое, однако это вовсе не означает, что всё это необходимо сносить. Вышло, как вышло. необходимо лишь извлечь урок.

 

"Манифеста" - европейский форум современного искусства каждые два года, каждый раз в новом городе Европы. В июле 2014-го в Петербурге будет открыта 10-я арт-биеннале, которая проработает до середины осени.

 «Манифеста» займёт сразу несколько важных площадок Петербурга, в своём роде это будет треугольник. В роли одного из углов выступит Главный штаб. расположенный на Дворцовой площади. Организаторами рассматривается возможность круглосуточного функционирования фестиваля.

Пока не называется имя куратора форума, ориентировочно, оно станет известно в конце марта. Он будет выбран комитетом из пяти людей - Дмитрия Озеркова и Михаила Пиотровского, а также трёх голландцев - ведь штаб "Манифесты" располагается именно в Нидерландах.