MoneyJournal - новости экономики, финансов и бизнеса

 

 

От портала Юноны сонник онлайн снов бесплатный - 40 сонников по любым сноведениям.



Tue08112020

Back Бизнес Бизнесс Высокие технологии Будущее космонавтики: полёты на природном газе

Будущее космонавтики: полёты на природном газе

Будущее космонавтики: полёты на природном газе
К 2030 году будет создана первая ракета, двигатели которой будут работать на метановом топливе.

Исполнительный директор НПО «Энергомаш» (г. Химки) Владимир Солнцев в интервью «Известиям» рассказал, что в повестке дня научно-технического совета, прошедшего на этом предприятии в конце минувшего года, был вопрос о создании ракетного двигателя, в качестве топлива которого будет использоваться природный газ. По его словам, в планы руководства этого предприятия входит создание к 2030 году лётного образца ракеты, оснащенной двигателями, работающими на метане. Несмотря на то, что возможность использования этого газа в качестве ракетного топлива изучается не один десяток лет, в настоящий момент существуют лишь экспериментальные образцы и стендовые варианты таких двигателей. Исследования в области использования в летательных аппаратах сжиженного газа специалисты НПО «Энергомаш» ведут с 1981 года.

В настоящее время прорабатывается концепция по созданию однокамерного двигателя, работающего на топливе «сжиженный метан - жидкий кислород» тягой в 200 т для первой ступени перспективного ракетоносителя лёгкого класса. По словам Владимира Чванова, главного конструктора НПО «Энергомаш», метановое топливо обладает рядом преимуществ, одно из которых - неограниченность его сырьевой базы. «Больших запасов керосина, качество которого подходит для создаваемых нами ракет, уже нет. Двигатели ракеты «Союз» сейчас работают на топливе искусственного происхождения в виду того, что изначально в процессе создания керосина для ракет этого класса использовались лишь определённые сорта нефти, причём только из конкретных скважин. Преимущественно эта нефть добывается в Краснодарском крае в Анастасиевско-Троицком месторождении. Но расположенные там нефтяные скважины заметно истощаются. И ныне для полётов используется керосин, который получается путём смешения различных композиций, добываемых из нескольких скважин. Со временем дефицит его будет лишь усугубляться».

К другим преимуществам метанового топлива господин Чванов также отнёс его высокий удельный импульс и низкую стоимость. «Удельный импульс является основной характеристикой ракетного двигателя. Но это преимущество перестаёт работать ввиду того, что метановое топливо обладает меньшей плотностью, поэтому суммарный энергетический выигрыш оказывается незначительным. Метан, также, привлекателен и с конструкционной токи зрения, ведь он проходит процедуру сжижения искусственным путём, и для освобождения полостей двигателя необходимо пройти только цикл испарения. Таким образом, от остатков продуктов двигатель легче освобождается. Это обуславливает то, что метановое топливо больше подходит для создания летательного аппарата многоразового использования, оснащённого двигателем, опять же, многоразового применения», - сказал Владимир Чванов Вместе с тем, существует ряд нерешённых проблем, одной из которых эксперты называют выделение сажи. «Для одноразового двигателя эта проблема не актуальна, чего не скажешь о двигателе многоразового использования, поскольку образующиеся карбидные соединения разрушают и тракт и лопатки турбины»- говорит господин Чванов. В качестве ракетного топлива метан ещё не прошёл процедуру сертификации. По словам главного конструктора НПО «Энергомаш», принятие ГОСТов, жёстко оговаривающих требования к метану, как к топливу для ракет, можно ожидать в течение ближайших пяти лет