MoneyJournal - новости экономики, финансов и бизнеса

 

 

От портала Юноны сонник онлайн снов бесплатный - 40 сонников по любым сноведениям.



Thu10292020

Back Бизнес Бизнесс Страхование Оказалось, что спутники “Глонасс-М” были не застрахованы

Оказалось, что спутники “Глонасс-М” были не застрахованы

Оказалось, что спутники Глонасс-М были не застрахованы
Недавняя авария, случившаяся на Байконуре, с падением ракеты-носителя “Протон-М”, повлечет за собой новый перерыв программы “Глонасс”.

До этого Роскосмос не отправлял спутники почти два года. Напомним, что в этот раз в результате катастрофы были потеряны три аппарата “Глонасс -М”. Представитель Роскосмоса Анна Ведищева заявила, что спутники не были застрахованы, так как находятся на серийном производстве.  Два года назад космическая промышленность также потеряла три “Глонасса”.  Еще тогда от Роскосмоса поступило предложение законопроекта о страховании спутников,  но он и по сей день находится в разработке. Еще один такой проект, не дошедший до обсуждения в правительстве, -субсидии на страхование космических аппаратов. Анатолий Давыдов, замруководителя Роскосмоса в 2011 году, в интервью газете “Известия” говорил, что одобрения предложение не сыскало, а бюджет на космическую деятельность был уменьшен на 25% - с 1,97 до 1,2 млрд рублей.

Эксперты в области страхования недоумевают, почему Роскосмос решил страховать не прибыльные космические аппараты, а научные. Экономический доход таких спутников представляется малопонятным. Тогда, в 2011 году, было решено застраховать гидрометеорологические спутники, аппараты дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) и “Стерх”. В прошлом году в планах стояло снова обезопасить от финансовых потерь спутник ДЗЗ, а также аппарат “Спектр-УФ”. По заявлению зампреда правления “Согаза” Николая Галушина, по программе субсидирования космических запусков в России сейчас работают четыре страховые компании – “Согаз”, ”Спутник”, ”Мегарусс” и ”Ингосстрах”. Именно они в осуществляют страхование непосредственной космической и орбитальной деятельности России. В этом году по программе субсидий Роскосмос застраховал старт пяти космических аппаратов, из которых два уже были успешно запущены.

На страхование запуска аппарата выделяется 11% от его стоимости. Таким образом, страховка для трех спутников “Глонасс-М” при их номинальной стоимости в 4,4 млрд встала бы Роскосмосу чуть менее, чем в полмиллиарда рублей. Эта сумма составляет немногим более 1/3 от всего бюджета, выделенного на страхование в 2012 году. Сколько составляет эта сумма сейчас, неизвестно. Несмотря на это, другие виды рисков в недавнем запуске “Протона” Роскосмос обезопасил. В частности, риск ответственности перед третьими лицами был застрахован семью крупными игроками, лидер среди которых – Русский страховой центр (РСЦ). По заявлению представителя “Ингосстраха” Владимира Клейменова в интервью для “Прайм”, запуск был застрахован практически по всей планете, кроме штатных регионов падения. Между тем, по его словам, территория космодрома как раз-таки является штатным районом падения. Достоверные данные из Роскосмоса говорят, что “Протон” упал именно на территории Байконура. То есть, экологический ущерб от загрязнения среды токсичным топливом и последствиями катастрофы в страховку не входит. А вот застрахованное имущество стартовой площадки, к счастью, не пострадало.  По словам Галушина, аварии при запусках спутников увеличивают суммы их страхования, которые сейчас в пределе 13-17% их стоимости. В отличие от этого, страхование ответственности является более выгодным. Оно связано лишь с уроном, вызванным непрогнозируемым местом падения отделившихся ступеней ракеты. Такой риск связан скорее с повреждением наземного имущества, ступень со сгоревшим топливом экологической нагрузки не несет. В последнем случае с “Протоном”, несшим на борту несгоревший гептил, ситуация совершенно другая, говорит Галушин.

Иван Моисеев, сотрудник Института космической политики, видит ситуацию более оптимистично. Для системы “Глонасс”, говорит он, ощутимого ущерба недавняя авария и возможное временное прекращение запусков “Протонов” не несет. Существует запасной путь выведения спутников на орбиту – ракеты-носители “Союз”. Если программа по “Протону” будет приостановлена, “Союз” будет запущен ранее запланированного. Николай Галушин утверждает, что недавнее крушение трех спутников не является ощутимой проблемой. Возможны, как он считает, небольшие изменения цен на страхование запусков, а также коррекция стоимости страховок в будущем. К тому же предполагается, что катастрофа может повлечь сокращение удержание риска у некоторых представителей. По заключению Галушина, всё произошедшее – не более, чем статистика, и существенных изменений в рамках страхования космической деятельности не произойдет.