Wed04212021

Back Бизнес Бизнесс Промышленность Транснефть и Сумма: В Цемесской бухте разгорелся нешуточный морской бой

Транснефть и Сумма: В Цемесской бухте разгорелся нешуточный морской бой

Транснефть и Сумма: В Цемесской бухте разгорелся нешуточный морской бой
Между 2-мя мажоритарными компаниями НМТП – госкомпанией «Транснефть» и группой «Сумма» разгорелся серьезный конфликт. Первая сторона хочет сменить главу совета и гендиректора порта.

Газета «Коммерсант» ссылается на письмо Николая Токарева, главы компании и сообщение о решении компании «Транснефть» провести заседание совета директоров, чтобы избрать нового председателя и приостановить права гендиректора. По мнению монополии, ее позиции акционера игнорируются, поэтому нужно сменить представителей Магомедова, руководителя «Суммы», на своих. Источники, близкие к порту, заявляют, что абсолютно все решения группы НМТП принимались при участии всех акционеров, в том числе «Транснефти». За 35 заседаний совета с 2011 года, разногласий не возникало. Источник считает, что основания для смены руководства нет. По результатам прошлого года, рост EBITDA – 16%, а грузооборот – 170 млн тонн. Аналитики отмечают, что претензии «Транснефти» непонятны, но конфликт нужно уладить, чтобы это не повлияло на планы инвестфондов, заключающиеся в приватизации госпакета.

Согласно источникам «Коммерсанта», трубопроводная монополия хочет усилить контроль над тремя дочерними компаниями Черноморского бассейна, которые входят в НМТП. Однако причин для этого нет. В планах государства – продажа 20 процентов акций портового оператора, но ни формы, ни цена, ни сроки не определены. Одними из претендентов на актив являются «Роснефть», арабский фонд InvestAD, группа «Сумма». «Перевалка сырой нефти зависит от «Транснефти, рынок крайне негативно воспринимает конфликт акционеров», - говорит аналитик Елена Садовская. Аналитик Андрей Шенк считает, что развитие конфликта может отпугнуть инвесторов, которые рассматривают это только как инвестицию. «В результате конфликтов акционеров с равной долей, управляемость компании ухудшается, совет директоров конфликтует, менеджмент постоянно сменяется. Примером этого является «Норильский Никель». Интерес инвесторов, как правило, низкий, а рост капитала ограниченный», - говорит Шенк. Аналитики считают, что претензии «Транснефти» связаны с боязнью того, что позиции «Суммы» в порту усилятся.

По их сведениям «Сумма» активно выкупает с рынка акции НМТП. Стоимость акции стала выше на 27,58 % за три недели. Что бы получить лишние голоса, одна из сторон может приобретать с рынка акции порта. Андрей Рожков, аналитик «Метрополя» считает, что, доверие акционеров друг к другу упало, и произошел разрыв. Источники заявляют, что в порту присутствуют четкое разделение между «Транснефть» и «Суммой». Нефтерайон «Шесхарис» закреплен за «Транснефтью», а все остальное за «Суммой». По сравнению с 2011 годом, за 2012 год, грузооборот НМТП увеличился на 1,2 процентов. Но основной объем грузов – перевалка нефтепродуктов и нефти. Генеральный директор порта Радо Антонович в интервью с «Ведомостями» говорит, что основные направления инвестиций 2-го этапа мастер-плана до 2020года – увеличение мощности для перевалки зерновых, насыпных, навалочных грузов. Это виды груза растут наиболее динамично. «Коммерсант» заявляет, что объемы вложений в «Шесхарис» могут вызвать претензии у «Транснефти». Планы объемов грузового потока через «Шесхарис» до сих пор не предоставлены, мощности недозагружены в данный момент. Максимально возможно 66 миллионов тон за год, а переваливается только 41-22. Согласно намеченному плану, к 2020 году НМТП должна стать второй в Европе по объему перевалки грузов.