Вскоре процесс поставок газа в Китай станет независимым от ситуации на американском спотовом рынке.
Такие выводы можно сделать, исходя из недавней встречи Алексея Миллера и Чжоу Цзипином, которая состоялась совсем недавно. По словам председателя правления Газпрома, это единственный пункт по которому удалось принять окончательное решение в ходе встречи с президентом Китайской национальной нефтегазовой корпорации. Стоит заметить, что данные переговоры были скорее промежуточными, нежели окончательными.
Диалог продолжается с тех пор, как было подписано соглашение, предметом которого является тесное стратегическое сотрудничество двух стран в вопросе транспортировки газа. Случилось это в 2004 году. После этого переговоры уже дважды возобновлялись, а в 2013 году был подписан меморандум, который предвидит осуществление поставок в Китай восточным маршрутом. Тогда на встрече присутствовал даже сам президент Российской Федерации и председатель КНР, что еще раз подчеркивает важность данного мероприятия. Контракт предопределил отношения между государствами относительно газовых поставок на ближайшие 30 лет.
Руководство Газпрома давно обеспокоено тем, как развиваются отношения с китайской стороной. Основные разногласия касались цены вопроса, которую никак не могли согласовать. Все дело в том, что Пекин хочет платить за газ намного меньше, чем Европа и в конце прошлого года Газпром пошел на некоторые уступки. Один из руководителей Газпрома заявил уже о том, что договор находится в стадии готовности, осталось лишь его подписать. Подходящим случаем может стать Международный экономический форум, который состоится в начале лета этого года. Впрочем, окончательную стоимость 1 тысячи кубометров газа так и не определили. Аналитики могут только предположить, что компромиссный вариант сводится к цифре 350 условные единиц. К слову, тот газ, который поставляет Китаю Туркмения, обходится стране всего в 300 – 320 долларов. В подготовленном контракте заложены две схемы поставок газа: трубопроводным транспортом и в сжиженном состоянии. В качестве приоритетного маршрута остается все же поставка восточными трубопроводами.
Ясно одно, Газпрому не выгодно терять потребителя в лице китайского рынка. Объемы, которые можно перекачивать в КНР, просто колоссальные и приведут к увеличению прибыли от таких операций. В связи с этим, и уступки Газпрома могут быть достаточно большими, чем, например, в случае с Украиной. Другая стона медали заключается в том, что и конкурентов в России, которые претендуют на китайский рынок газа, предостаточно.
|