Wed08172022

Back Бизнес Бизнесс Энергетика Недостаток качественной нефти: Качество российской нефти оставляет желать лучшего

Недостаток качественной нефти: Качество российской нефти оставляет желать лучшего

Недостаток качественной нефти: Качество российской нефти оставляет желать лучшего
Нефть для России является стратегически важным полезным ископаемым. Недаром ее второе название – черное золото.

Хотя по цвету нефть может варьироваться от светлого и красно-коричневого до черного. Состоит она из множества углеводородов и другой органики, имея специфический запах. В нефти присутствуют и различные минеральные примеси из-за количества которых, например, серы и происходит классификация сортов от легкой до тяжелой. Из-за дороговизны и сложностей технологии удаления нежелательных примесей легкие сорта нефти ценятся выше, так как требуют меньших затрат при переработке. Традиционно эталоном качества служат сорта: Brent, WTI и Light Sweet, они и являются стандартом ценообразования в нефтяном бизнесе. Для упрощения экспорта были придуманы стандартные сорта. В России – это Urals(тяжелая) и Siberian Light (легкая). Так вот основной экспортер черного золота «Транснефть» на днях вышла с рядом предложений к правительству по корректировке схемы потоков и консолидации действий ученых и нефтяных компаний по улучшению качества нефти, поставляемой в трубопроводы для дальнейшей транспортировки.

К сожалению, содержание серы в российской нефти растет с каждым годом, что вызвано как довольно высокой выработкой старых месторождений (от 40% до70%), так и увеличением добычи высокосернистого сырья в Башкортостане, Татарстане и Оренбургской области. Существует и еще одна проблема. Некоторые НПЗ отбирают легкие фракции нефти, в дальнейшем замещая их более тяжелыми. Таким образом, сернистость по мере следования все растет, снижая конкурентоспособность сырья на бирже. Усугубляет ситуацию и технологическая неготовность некоторых НПЗ, например, в Татарстане. Планировалось перерабатывать на нем около семи миллионов тонн нефти с высоким содержанием серы уже с этого года, однако НПЗ «Танеко» теперь отказывается ее принимать аж до 2016 года. «Транснефть» предлагает провести реконструкцию части НПЗ для увеличения их мощностей. Еще одним путем из создавшейся ситуации предлагается разбавлять сырье на восточном направлении более низким по качеству, что позволяет удерживать стандарты в допустимых рамках при разумном подходе. К счастью на стоимость нашей нефти не очень хорошее ее качество пока не влияет, хотя существует формула перерасчета за каждые 0,01% сернистости.

Это связано, прежде всего, с ухудшением качества и такой эталонной марки как Brent, добывающейся в Северном море. Обращение экспортера к правительству, в случае положительного решения, конечно повлечет за собой оперативные и капитальные затраты НПЗ, но на взгляд аналитиков – это является необходимой мерой для поддержания нашей конкурентоспособности на рынке нефти.